Город Зеленоградск находится на территории бывшей Восточной Пруссии. Земли Восточной Пруссии с её столицей — городом Кёнигсбергом (Калининградом) — входят в состав России, образуя Калининградскую область. Периферийные территории принадлежат Литве и Польше.
Изучив археологические находки, учёные выдвинули предположение о том, что образование восточно-прусского этноса происходило на основе культуры южных эстиев (пруссов, скальвов и куршей) на полуострове Самбия, а в эпоху «переселения народов» его представители мигрировали на запад, к нижнему течению реки Вислы. На всех этих территориях до сих пор наблюдается смешение восточной, самбско-натангской, восточногерманской и славянской культур.
Археологические и письменные источники подтверждают, что как пруссы, так и их предполагаемые предшественники эстии практиковали кремацию в своих погребальных обрядах. Тело умершего сжигали на общем костре, который располагался рядом с местом захоронения. Затем кости перетирали на костотёрке, помещали в урну и хоронили в отдельной могиле. Воина погребали вместе с его конём, полностью снаряжённым для битвы.
Конь играл очень важную роль в повседневной жизни, в бою и в языческих обрядах пруссов, поэтому именно он сопровождал своего хозяина после смерти. Традиция сохранялась до тех пор, пока данная территория не была завоёвана Тевтонским орденом.
Зону захоронения формировали в несколько уровней:
- На нижнем уровне располагали погребальную урну с останками человека, тело коня (обычно помещалось западнее урны) и оружие;
- На среднем уровне размещали несколько сосудов с сакральными подношениями;
- На верхнем уровне укладывали камни и грунт.
Ритуал предполагал, что захоронение вместе с конём дарует усопшему воину возможность загробного путешествия. Кроме того, пруссы считали, что в мире ином воину будет трудно обойтись без личных вещей, символических атрибутов, защищающих от злых духов и врагов, а также оружия, поэтому клали в могилы мужчин деньги, украшения и мечи. Однако клинки гнули пополам, приводя их в полную негодность. По некоторым версиям, древние люди опасались того, что если они сделают что-то, что придётся мёртвым не по душе, то последние смогут вернуться и отомстить. А если они явятся с непригодным оружием, то это уже не так страшно.
С приходом христианства в Пруссию изменились традиции захоронения воинов. Христианские священники начали проводить обряды погребения, включающие молитвы и песнопения. Тела воинов стали хоронить на кладбищах или в специально отведённых местах. Однако некоторые дохристианские обычаи сохранились. Например, захоронение с усопшим оружия и другого погребального инвентаря в качестве защитных символов.
В наши дни в разных уголках Калининградской области проводятся раскопки и исследования. Учёные и археологи продолжают изучать захоронения прусских воинов. Они используют современные методы, такие как радиоуглеродный анализ, для определения возраста могил и их содержимого.
В Музее Черепов и Скелетов (МЧС) представлен экспонат «Захоронения прусского воина с конём». Это макет захоронения, он выполнен в масштабе 1:6 талантливыми художниками Герасимовой И.Л. и Литвиным З.П. Стремясь сохранить максимальную историческую точность, создатели макета привлекли к работе исторического консультанта — старшего научного сотрудника Терехова А.Н.
Познакомиться с настоящими историческими артефактами Вы сможете в Калининградском областном историко-художественном музее (г. Калининград). Только археологическая коллекция историко-художественного музея, известная во всей России и Европе, насчитывает более 22 тысяч экспонатов, но при этом ежегодно пополняется находками из экспедиций, организуемых Институтом археологии Российской академии наук.